Жизнь скоротечна, а в кино тем более. Для показа 1-2 эпизодов из жизни 70 минут фильма может и хватить. А если брать период подлиннее, то понадобится 3 и более серий. С 70-х годов прошлого века (звучит то как) в СССР стали появляться многосерийные фильмы, которые быстро стали популярными и любимыми всеми.
И наверняка многие помнят появление первых зарубежных сериалов в конце 80-х. Это было настолько новым необычным и захватывающим событием, что вся страна замирала у телевизоров. Первым был сериал «Рабыня Изаура», затем «Санта-Барбара» и «Просто Мария».
Было много шуток на тему этих сериалов, даже имена детям давали, как у героев.
Позже появился термин «мыльная опера», ведь не возможно без конца терпеть бесконечные выдумки режиссеров, которые беспрестанно сводят и разводят любимых героев. Хочется все-таки определенности. Кстати, в наших сериалах люди хоть иногда ходят на работу, а не только выясняют отношения с утра и до вечера.
До перестройки (до 1985 года) были многосерийные фильмы (как правило, 3-12 серий), пользовавшиеся огромной популярностью – это и «Семнадцать мгновений весны»,
«Рожденная революцией», «Место встречи изменить нельзя», «Тихий Дон», «Вечный зов»,
«Тени исчезают в полдень» «Долгая дорога в дюнах», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Три мушкетера» и другие. Их обсуждала вся страна, цитаты из них знали все. Перечислять все считаю неправильным, т.к. каждый легко дополнит этот список. Цель не в этом, а в том, что появилось в 90-е годы и позже.
Сегодня можно распределить сериалы по длительности: классические, состоящие из 4-12 серий, законченные сериалы по 12-24 серии и «долгоиграющие», от 3-х и более сезонов.
Предлагаю подойти к сериалам с позиции, что это не «мыльницы», а ежедневная жизнь с кучей ситуаций, из которых надо искать выход. Получается, что это уже не просто времяпровождение, а поиск решений важных жизненных ситуаций.
Сегодня в России научились делать достойные сериалы, под нашего зрителя, с понятными только нам проблемами и шутками. Ведь иностранные рецепты могут оказаться бесполезными. Прежде, чем перейдем непосредственно к обзору, хочу сделать еще одно отступление.
Почему я решил заняться обзором фильмов?
Заметил, что в детстве, (это 70-80-е) кино было мало, при этом чаще всего качественное и запоминающееся. А основные детские передачи и вовсе можно по пальцам пересчитать: «В гостях у сказки», «Будильник», «АБВГДейка» — раз в неделю, «Спокойной ночи» — по вечерам, да мультики по 15 минут в день, если не пропустишь.
С началом 90-х, при всех минусах, прорвало — фильмы и мультики, в основном зарубежные, хлынули в изобилии. Хотелось все пересмотреть. В 90-е годы была у меня точка с книгами и видеотека. Приходилось отбирать, просматривать многое самому, чтобы порекомендовать на вкус каждого. Люди были довольны и просили еще что-то подобное из увиденного. При всем обилии фильмов, сложилось впечатление и переросло в убеждение — кино начинает «мельчать» — сюжеты повторяются, часто, если нет известных актеров, фильм слабый. Научились снимать как под копирку. «Оскара» стали вручать далеко не самым лучшим фильмам. Кстати, еще одно наблюдение, если слишком много звезд, то фильм чаще всего слабый. Хотя, исключения случаются.
И постепенно начинаешь пересматривать старые добрые фильмы. А вот здесь тоже стали появляться сюрпризы – часть фильмов перестала «цеплять» и смешить, зато другая часть с каждым просмотром добавляла новых впечатлений и цитат.
Российское кино 90-х было почти все на злобу дня – бандиты, менты, разборки, проститутки, серость — понимаю было не до лирики, да и снимали на деньги тех, кто заказывал. Постепенно ситуация стала налаживаться и пошлятины и лажи стало поменьше. Научились делать качественное кино. Государство подключилось, начало выделять деньги, пошли свои кинофестивали. Появились свои «долгоиграющие» сериалы, талантливые фильмы и мультсериалы для детей. Спрос рождает предложение. Кино стало более позитивное, радостное и разнообразное. Но, при этом, должен сказать, что от обилия стеба, приколов и ремиксов классических фильмов, я не в восторге.
Интересно стало за этим следить и выделять уже лучшее, порой из лучшего.
Новинки кино и без меня хорошо все обсуждают, особенно голливудские. А вот российские фильмы последних 10-тилетий уже не все видели и помнят. А там, между прочим, были весьма неплохие фильмы и это еще мягко сказано. К примеру, сериал «Полный вперед», о том, как трое друзей (им далеко за 40) осуществили мечту детства.
Такое кино, легкое и философское, смешное и доброе, сегодня может позволить снять не каждый.
Больше всего в России сняли криминальных сериалов. Сказывается влияние 90-х. Здесь можно выделить остросюжетную сагу «NEXT» из 3-х сезонов. Чувствуется желание героя изменить свое лихое прошлое в пользу семьи. И без доброго юмора не обошлось.
И еще один пример, сериал, который до сих пор радует новыми сериями — это «Воронины». Масса житейских ситуаций, наблюдая с юмором за которыми со стороны, становится ясно, как не надо поступать в жизни и ваше семейное счастье будет полным.
И одно наблюдение, скорее отличие, той же «Санта Барбары», от наших семейных сериалов.
Приятно смотреть на красивую жизнь, места, одежду, машины, но не покидает ощущение, что кроме выяснения отношений с утра и до вечера и хождению в гости, жизнь ничем не заполнена. Никто почти никогда не работает! В наших сериалах, конечно, тоже хватает посредственных, но если сделано со вкусом, то легко окунуться в атмосферу сюжета и посопереживать и порадоваться.
За 25 лет после распада СССР, вышло много добротных работ. Мир не стоит на месте и то, что задевало 10-20 лет назад, сегодня будет уже не так актуально и не вызовет прежние переживания и эмоции. Однако, всегда есть сериалы, которые захочется посмотреть или пересмотреть.
Автор Константин Корзун