Большинству детей, прошедших садики, наверное, хорошо. Да и родителям школа нужна, чтобы спокойно ходить на работу.
Признаюсь, я о садике не люблю вспоминать и туда не мечтал бы попасть. Одно помню точно, что всегда с нетерпением ждал, когда же вечером наконец и за мной придут родители. Вот школа — это другое дело.
Мне повезло, и я ходил в школу с математическим уклоном, где все преподаватели любили свое дело. Это было еще в советские времена, когда труд учителя и врача ценился. А школа была почти единственным источником новых знаний.
Учителя и врачи стали слабым звеном. Чтобы выжить, наиболее предприимчивые возили баулы в Польшу, из Турции или просто торговали на рынке.
С начала 2000-х годов пошел обратный процесс, и знания снова стали в цене. Однако бесследно ничего не проходит, так и провал в девяностые годы привел к обесцениванию роли учителя. А зарплаты – это вообще больной вопрос и лишь повод для дискуссий.
Все это привело к тому, что работать в школу за символические деньги молодежь не идет, а за идею тем более. Остались старые кадры. Учебники меняются часто. Это выбивает из колеи всех. Кстати, новые учебники, не значит лучшие.
Да и подход на получения блока информации, после заучивания которого, выставляются оценки, устарел. Поток информации вырос многократно. А втиснутых, в рамки учебников, общих сведений уже недостаточно.
Школа стала скорее местом, куда можно сдать детей под присмотр, чтобы не разбежались. К сожалению, атмосфера в классах не для учебы. Сама система оценок устарела, и не отражают уровень знаний и часто нужна лишь для показателей общей успеваемости.
Школьники пытаются выделиться не знаниями или умением найти интересный факт. Для самовыражения много способов – курить, ругаться, драться, прикалываться, а иначе прослывешь «ботаном». Учителю приходится быть надсмотрщиком и «давить» на всех, чтобы добиться порядка.
На этом фоне никому не интересно устаивать из урока игру или обмен мнениями. Кстати, еще одна больная тема – нет почти учителей мужчин, которые могут быть авторитетом для мальчиков.
Девочки развиваются быстрее, на их фоне мальчишки не дотягивают и у многих вырабатывается комплекс, который с годами лишь усиливается.
Есть несколько хороших фильмом, где мужчины поневоле становятся воспитателями и дети, поначалу не принявшие такой поворот, затем преображаются и поход в садик становится желанной игрой.
Это советский фильм «Усатый нянь» и американский «Детсадовский полицейский» со Шварцнеггером (что уже само по себе не вяжется).
Сейчас стали появляться мужские гимназии или школы с раздельным обучением. Вообще, преподавателям мужчинам пробиться в устоявшемся женском коллективе трудно и большинство, особенно, молодые, предпочитают не участвовать в интригах для получения премий и лишних часов, а попросту уходят из школ.
Показателен будет, достаточно свежий российский сериал «Сельский учитель», где молодой преподаватель из Москвы, вынужден оставить работу в лицее и невесту из-за потери квартиры. Уезжает этот, увлеченный историей, учитель в глубинку, где проходит все описанные выше этапы. Неожиданные повороты приведут все-таки к счастливой развязке.
Как-то, в начале девяностых, я встретил случайно своего учителя физики, который ехал на работу. Выяснилось, что со школы он ушел преподавать в лицей. На вопрос почему, он ответил, что предпочитает рассказывать о физике тем, кто хочет учиться, а в школе она никому не интересна.
Да и сами знания можно сегодня получить из многих, доступных большинству, источников. Есть и электронные курсы обучения, виртуальные энциклопедии, видеоуроки, Ютуб, наконец.
Прошло сообщение, что составляется банк знаний по всем предметам от ведущих преподавателей и это станет доступно совсем скоро.
Возрождается забытое семейное образование. Можно дома пройти курс начальной школы, а дальше все зависит от ваших целей и возможностей.
Есть частные школы, репетиторы, можно учиться онлайн – получать задания и высылать ответы по электронной почте. Помните, как у Кира Булычева в «Заповеднике сказок», где Алиса учит марсианский язык с помощью видеоучителя. Удобно и индивидуально.
Кстати, интересен опыт соседней Финляндии. Там уровень образования самый высокий в Европе и произошло это благодаря нескольким преобразованиям в системе:
- Отменили проверяющие органы, а их зарплату отдали учителям.
- В итоге учитель – престижная, высокооплачиваемая специальность.
- Оценки упразднили, а в выпускном классе можно по желанию аттестоваться.
- Чтобы поступить в колледж, достаточно пройти собеседование.
- Контролем уровня образования занимаются родители.
Результатом довольны все, школы стали творческим местом , а не отбывания повинности.
День знаний прошел, а потребность в познаниях осталась. И совсем не для оценки.
Ведь знания — это не только уметь читать, считать, писать грамотно, а еще уметь думать, анализировать и справляться с любыми непростыми поначалу ситуациями. А их как раз хватает, особенно у дошкольников, они ведь сталкиваются со всем в первый раз.
Определенные подсказки, полезные мысли и идеи можно почерпнуть из мультфильмов и развивающих программ – об этом в следующей статье.
Автор Константин Корзун